Во времена Советского Союза на рынке двухколесных транспортных средств царила иномарка под названием Jawa. Постсоветскому пространству не удавалось найти полноценную альтернативу чешским мотоциклам до начала 90-х годов. Даже спустя десятилетия Ява оставались в цене, держа планку выше своих «одноклассников» от Иж.
Редакция издания carsweek принялась расследовать тему «советских» мотоциклов Jawa, официально поставлявшихся в СССР.
Чем отличались «советские» Явы?
Контракт с Jawa был заключен в 1962 году, но мотоциклы данного бренда из Чехословакии уже знались в СССР благодаря частным поставкам. В начале 1960-х годов модельный ряд Jawa был конкурентоспособен, но у компании не хватало средств на развитие, поэтому контракт с СССР стал настоящим спасением, приводя к тому, что более 90% продукции отправлялись в Советский Союз.
Новинки были высоко оценены отечественными мотоциклистами за стильный дизайн, надежность и динамичность.
Хотя возникали сложности с поставкой запчастей, их удавалось решать. Многие предпочитали запасаться деталями заранее, но в случае необходимости всегда можно было обратиться к спекулянтам, хоть цены и были выше.
«Старушки»
Первые «официальные» Явы появились в советских магазинах в 1962 году в двух версиях: на 250 и 350 куб. см. Мотоциклы Jawa 250 и 350 отличались мощностью и конструкцией.
Мотоциклы с одним цилиндром Jawa 250 разгонялись до 105 км/ч, обладали высокой тягой на низких оборотах, простой конструкцией и высокой надежностью. В свою очередь, Jawa 350 считались эталоном мотоцикла благодаря двухцилиндровым двигателям, способным разгонять байки до 115 км/ч.
Сегодня эти мотоциклы получили прозвище «Старушки» и остаются одними из самых популярных «советских» Jawa.
Ява 350/634
Модель Jawa 350 typ 634-01, появившаяся в 1973 году, стала настоящей революцией в мире мотоциклов. Она разрабатывалась специально для советского рынка, обладала прогрессивной рамой, новыми колесами и улучшенным двигателем.
Мощность двигателя Jawa 350 typ 634-01 достигала 22 л. с., а максимальная скорость составляла 130 км/ч. Однако мотоцикл оказался требовательным к качеству топлива, предпочитая использовать АИ-92.
Эти мотоциклы, хоть и уступали по дизайну, были выполнены с большим вниманием к деталям, что делало их надежными и популярными.
Последняя «советская» Ява
Презентация Jawa 350 638 состоялась в 1984 году. Модель отличалась алюминиевыми цилиндрами, что позволило снизить вес, и новой бортовой электроникой на 12 В. Несмотря на уступки в дизайне по сравнению с предшественниками, мотоцикл был более мощным и надежным.
Мощность двигателя Jawa 350 638 достигала 26 л. с., что делало его одним из самых быстрых «советских» мотоциклов. Он превосходил Иж по надежности и скорости, что делало его востребованным в своё время.
Почему сегодня покупают Jawa?
Последние годы показывают рост спроса на старые мотоциклы, среди которых лидируют чешские Jawa. Найти мотоцикл в отличном состоянии становится все сложнее, а цена за такие экземпляры может достигать 150 тысяч рублей, а за «Старушку» – удвоиться.