В поисках нового автомобиля приходилось стоять в длинных очередях, иногда продолжавшихся годами. Поэтому многие автолюбители предпочитали обратить внимание на подержанные машины. Это было быстрее и проще, но не всегда дешевле. Мы раскроем, почему так происходило и как происходила эта процедура.
В период Советского Союза спрос на подержанные автомобили был колоссальным. Новые машины могли позволить себе далеко не все. Поэтому не удивительно, что иногда цена подержанного авто была на уровне нового, а то и выше. Особенно, если сделка проводилась вне официальных каналов. Если же все было сделано официально, то владелец машины, которую он собирался продать, должен был обратиться в комиссионный магазин. Такие магазины существовали в основном в крупных городах.
В магазине происходила оценка автомобиля и его выставление на продажу. После продажи предыдущий владелец получал деньги. Интересно, что сумма была меньше, чем та, за которую приобреталась машина новым владельцем. Эта разница именовалась как "дельта". Кроме того, магазину взималась комиссия с продажи, обычно составлявшая 7 процентов. Такая сделка была прозрачной и безопасной как для продавца, так и для покупателя.
Однако продавцы стремились получить максимальную выгоду и пытались продать автомобиль по более высокой цене. Для этого они могли договариваться с оценщиком магазина о заниженной цене или просто называть покупателю цену выше, чем оценка. В этом случае покупателю требовалось встретиться с продавцом, в отличие от официальной сделки.
Однако такой способ позволял продавцу продать машину по своей цене. Разницу покупатель оплачивал наличными сразу, а остальную сумму – после сделки в магазине. Многие автолюбители прибегали к этой схеме. Для покупателей это было выгодно, поскольку только так можно было приобрести действительно хороший автомобиль. Однако такие сделки часто сопровождались риском и мошенничеством.
Как правило, обман заключался в том, что продавец не выплачивал покупателю разницу от официальной цены. Или же продавец мог просто взять деньги, но не передать машину, придумывая различные отговорки. Иногда в случае обмана люди обращались в правоохранительные органы, однако из-за незаконности таких операций многие боялись поднимать этот вопрос.
Также через комиссионные магазины в СССР можно было купить не только отечественные автомобили, но и подержанные иномарки. Такие машины сдавались туда иностранными дипломатами, бизнесменами или известными личностями. Если автомобиль находился в хорошем состоянии, его часто не удавалось даже выставить на продажу - его забирали работники магазина и их знакомые.
Понятно, что и в этом процессе были свои хитрости для того, чтобы стать обладателем желанной иномарки. Обычно легко продавались автомобили иностранных марок в плохом состоянии. Но даже на такие машины всегда находились покупатели, которые затем испытывали трудности с поиском запчастей для восстановления. Покупка подержанного автомобиля в Советском Союзе была сложным процессом, который лишь в 1980-е годы стал более простым с перестройкой. Но и до этого, несмотря на все сложности, желающих купить подержанный автомобиль всегда было много.
Справка
Комиссионный магазин – это торговое заведение, в котором можно сдать на продажу бывшие в употреблении или новые товары различного вида с целью получения процента от их продажи.
Ранее сообщалось, что эксперт Колодочкин рассказал, сколько могли бы стоить советские машины в 2025 году.