Автобусы Ikarus долгое время оставались неотъемлемой частью российского общественного транспорта. Последние экземпляры официально прекратили эксплуатацию лишь в 2021 году.
Горожане ценили Икарусы за их вместимость и скорость, хотя динамично двигались эти машины только при отсутствии перегруза, что было редкостью. Редакция портала carsweek.ru предлагает подробнее взглянуть на самую вместительную модель — Ikarus 280.
Откуда он взялся?
В Советском Союзе постоянно ощущалась нехватка больших автобусов. Причины этого до конца не ясны: одни считают, что сдерживающим фактором было отсутствие мощных дизельных двигателей, другие склоняются к версии о недостаточном опыте создания подобных машин, несмотря на наличие крупных грузовиков на дизельном топливе, таких как МАЗ или КрАЗ.
В конце 1950-х годов в СССР прибыли первые автобусы Ikarus 50 и 60-й серий. Внешне они напоминали ЛАЗ, появившийся позднее, но венгерские машины уже тогда оснащались дизельными моторами.
В середине 1960-х Советский Союз начал закупать сочленённые автобусы Ikarus 180, прозванные в народе "гармошками". Эти модели были рассчитаны на перевозку до 169 пассажиров, а в часы пик вместимость салона значительно превышала этот показатель, чему способствовала внутренняя компоновка.
В конце 1960-х инженеры Ikarus начали разработку новой серии — 200. Это были первые автобусы завода на модульном шасси, что позволяло выпускать разные модификации для различных клиентов. СССР был главным заказчиком, но автобусы пользовались популярностью и в других странах. Завод мог устанавливать различные двигатели, коробки передач, а также изменять число дверей и длину кузова по запросу.
Без "гармошки" модель называлась Ikarus 260, а сочленённая версия — Ikarus 280. За внешний вид новые Ikarus удостоились наград в Монако и Франции. Основные поставки в СССР пришлись на период с 1973 по 1991 годы.
Конструкция
Основным отличием Ikarus 200-й серии от советских автобусов было использование модульного шасси. Двигатель и коробка передач находились под полом, что обеспечивало идеальную развесовку и делало автобус устойчивым. Ровный пол позволял увеличить пассажировместимость.
Венгерские инженеры уделили внимание и обслуживанию: крупные люки в полу давали доступ к основным агрегатам прямо из салона, защищая от непогоды во время ремонта.
Однако с течением времени герметичность напольных люков снижалась, что приводило сначала к повышенному уровню шума, а затем, при износе двигателя, к проникновению выхлопных газов внутрь салона. Летом проблему решали открытые люки и окна, но зимой пассажиры страдали от избытка дыма и холода.
Дизайн
В 1970-х внешний облик Ikarus 280 воспринимался как современный и стильный на фоне ЛАЗов и ЛиАЗов. Позднее стало ясно, что строгий минимализм связан с технологичностью и модульной платформой.
Выделяющейся деталью была "гармошка" из резины, которая со временем рвалась, что ухудшало вентиляцию зимой. Автобус вмещал до 35 сидячих пассажиров и до 160 с учётом стоячих мест. Занять место удавалось только на конечных остановках.
Кабина водителя отличалась просторностью и эргономикой: приборная панель была угловой, а кресло напоминало трон с множеством регулировок. Для удобства предусмотрели отсеки для мелочей и крючки для одежды.
Почему не топят?
В начале 1990-х зимой в салоне Ikarus 200-й серии было очень холодно: окна покрывались инеем, а пассажиры считали, что обогреватель работает только для водителя. На самом деле в автобусе были автономные отопители, способные обогреть даже салон сочленённой модели.
Однако водители часто экономили топливо — как по собственной инициативе, так и по распоряжению руководства автопарков. В условиях нехватки солярки техника должна была выходить на линию, а обогрев салона был второстепенным. Впрочем, в переполненном автобусе тепло обеспечивали сами пассажиры.
Технические особенности
Под полом Ikarus 280 размещался 6-цилиндровый дизельный двигатель объёмом 10,3 литра производства Raba-MAN, мощностью 190 лошадиных сил и ресурсом до капитального ремонта 500 тысяч километров. В паре с ним работала 5-ступенчатая механическая коробка передач. Подвеска была пневматической, а тормоза — барабанными. Автобус не мог тронуться, пока компрессор не создавал нужное давление в системе.
Выпуск Ikarus 280 продолжался до 2003 года. Были планы по локализации производства в России, но они не реализовались.
Справка
Ikarus 280 — венгерский сочленённый городской автобус особо большой вместимости, выпускавшийся с 1973 по 2003 год.
Ранее редакция сообщала о ЛАЗ-695 — самом массовом пассажирском автобусе в истории.
Фото: ru.wikipedia.org, Youtube.com





