Сегодня нельзя не удивляться скоростным возможностям современных автомобилей. Вопрос о том, насколько быстрыми были советские машины по сравнению с нынешними, остается открытым. Ведь существует информация о том, что некоторые легковушки тех лет могли разгоняться до 200 км/ч и даже более. Но действительно ли это? И какова была скорость самых популярных моделей того времени? Об этом сообщает редакция carsweek.ru.
До Великой Отечественной войны в Советском Союзе выпускалось небольшое количество автомобилей, особенно легковых. Следовательно, особых быстрых автомобилей тогда было немного. Например, первая советская легковушка НАМИ-1 развивала всего 70 км/ч, а затем ГАЗ-А, созданный по образцу Ford A, уже мог разогнаться до 90 км/ч. Легендарная "эмка" ГАЗ-М1 предлагала скорость до 100 км/ч. Одним из самых быстрых автомобилей до войны была правительственная ЗИС-101, способная разгоняться до 120 км/ч.
После войны ситуация не изменилась, и советские легковушки оставались не слишком быстрыми для обычных граждан. Например, "Победа" ГАЗ-М20 могла достичь скорости лишь до 105 км/ч, а "Москвич-401" - до 90 км/ч.
Становится ясно, что скорые автомобили создавались скорее для высокопоставленных чиновников и спецслужб. Так, максимальная скорость государственного автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" была 160 км/ч, а ГАЗ-14 – 175 км/ч. Новая "Волга" ГАЗ-24-34 разгонялась до 182 км/ч, а ЗИЛ-117 даже до 200 км/ч. По некоторым данным, инженеры специально увеличивали мощность двигателей для достижения скорости более 200 км/ч, но подобная информация хранилась в строжайшей тайне.
Качество дорог также не способствовало разгона. Большинство дорог были в плохом состоянии, что не позволяло водителям разгонять автомобили до предела. Кроме того, в СССР не поощрялись скоростные гонки. Большинство автолюбителей соблюдали правила дорожного движения и вели себя осторожно. Важно было бережно относиться к автомобилям, поскольку замена была сложной, а ремонт - проблематичным.
Знакомо, что "Запорожцы" тоже не отставали в скоростных характеристиках. Например, ЗАЗ-965 разгонялся до 90 км/ч, а ЗАЗ-968 - до 120 км/ч. ГАЗ-24 "Волга" развивала скорость 140 км/ч, а более поздний ГАЗ-3102 - 152 км/ч. "Ока", начавшая свой выпуск в период перестройки, могла достигать 120 км/ч.
Необходимо отметить, что вазовские модели также не были слишком быстрыми. Например, ВАЗ-2106 достигал лишь 152 км/ч, а выпущенный позже ВАЗ-2107 уже разгонялся до 176 км/ч, что сопоставимо с современными автомобилями, включая Lada Vesta.
Таким образом, советские легковые автомобили не были самыми скоростными. Однако в других странах тех времен простые граждане также ездили на машинах схожих характеристик. Вместе с тем, в СССР создавались мощные автомобили для специальных нужд и высоких должностей.
Справка
ЗИЛ-117 - советский легковой автомобиль высшего класса с кузовом седан. Его преемником стал ЗИЛ-41041.
ЗАЗ-968 "Запорожец" - советский автомобиль I группы малого класса, выпускавшийся на Запорожском автомобильном заводе.
Ранее на нашем портале была опубликована статья о советских автобусах авторемонтных заводов.
Фото: motor1.com