В 1990-х годах в России складывалась новая культура мотоциклистов. Двухколёсный транспорт стал не просто средством передвижения, а символом особого образа жизни. Открытие доступа к зарубежным изданиям привело к появлению так называемых «рокеров». Однако на тот момент в стране практически отсутствовали мощные иностранные мотоциклы, поэтому энтузиастам приходилось модернизировать советские модели.
С наступлением 1990-х ситуация изменилась. Обеспеченные любители мотоциклов начали приобретать зарубежные байки, в то время как большинство могли лишь мечтать о таких покупках, с завистью разглядывая спортбайки и чопперы иностранных брендов.
Особый интерес вызывали мотоциклы, которые в народе называли «Харлеями». В действительности большинство подобных аппаратов, появившихся в России, были произведены в Японии. Многие мотоциклисты переделывали тяжёлые советские байки, стараясь приблизить их к стилю чопперов, иногда добиваясь весьма впечатляющих результатов.
В середине 1990-х годов Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ) решил поддержать интерес к подобной технике. Так появился Урал Вояж — отечественный байк, который стал доступен по цене примерно 2 тысячи долларов даже в конце десятилетия. Именно об этой модели сегодня рассказывает редакция carsweek.ru.
Как появился Урал Вояж
Рождение модели связано с тяжёлым финансовым положением завода в начале 90-х. Спрос на классические мотоциклы с коляской резко упал к 1993 году. Причин было несколько: у населения не хватало средств, на рынке появилось множество подержанных иномарок, а мотоциклы стали выбирать в основном те, кто мог позволить себе поддерживать определённый имидж. Модели с колясками уже не соответствовали новым представлениям о стиле.
ИМЗ пришлось адаптироваться к изменившейся ситуации. Первым шагом стал выпуск модели Урал Соло — одиночного мотоцикла без бокового прицепа. Несмотря на это, основное внимание производителей вскоре переключилось на круизеры, и в 1996 году был представлен Урал Вояж, который сразу окрестили «русским чоппером».

Фото: Carsweek.ru
Завод активно продвигал новый мотоцикл: его демонстрировали на выставках, снимали в кино и сериалах. Однако производство модели осталось ограниченным. Байкеры критиковали Вояж за то, что он ближе к дорожнику, чем к классическому чопперу, а простые мотоциклисты часто отдавали предпочтение подержанным «японцам» из-за их большей доступности.
Тем не менее, Урал Вояж выделялся среди других моделей ИМЗ усовершенствованными двигателями, наличием дисковых тормозов и запуском двигателя кнопкой, что для того времени было весьма необычно.
Дизайн и особенности
Урал Вояж стал первым серийным чоппером ИМЗ, если не учитывать небольшую партию «Кобр». Его внешний вид до сих пор привлекает внимание, а в 1996 году мало кто мог поверить, что это российский мотоцикл. Хотя завод позиционировал Вояж как чоппер, по сути, он представлял собой нечто среднее между дорожником и круизером. Мотоцикл отличался обилием хрома и характерным баком-«каплей», но ему не хватало вылета вилки и низкой посадки, типичных для чопперов.
Подобное решение объяснялось необходимостью использовать максимально возможное количество уже выпускавшихся деталей, поскольку финансовые возможности завода были ограничены.

Фото: Carsweek.ru
Мотоцикл был рассчитан на двух человек и оснащён сиденьем ступенчатого типа. Урал Вояж оставался уникальным в своём классе: оппозитных моделей такого типа не выпускали даже крупные иностранные производители, а у BMW собственный круизер появился лишь спустя год.
Благодаря необычному внешнему виду Урал Вояж по-прежнему востребован на вторичном рынке. Ранее его можно было приобрести по доступной цене, сейчас стоимость начинается с 250 тысяч рублей, что сопоставимо с предложениями подержанных японских мотоциклов того же периода.
Варианты двигателей
На момент выхода модели на заводе был в наличии двигатель объёмом 650 см³ мощностью 40 л.с. Изначально эти моторы устанавливали на новые байки с минимальными доработками, однако довольно быстро стало понятно, что для привлечения покупателей требуется что-то новое. Поэтому лишь первые партии Урала Вояжа получили старый двигатель.
Сегодня подобные экземпляры встречаются редко, но для них проще найти запчасти, так как используются детали от советских моделей.
Наибольшей популярностью пользовались двигатели объёмом 720 и 750 см³ с мощностью 40–45 л.с. — разница в мощности чаще зависела от настроек, а не объёма.

Фото: Carsweek.ru
Самым необычным мотором для Урала Вояжа стал агрегат объёмом 825 см³ с жидкостным охлаждением и мощностью до 50 л.с. Эта разработка ИМЗ из 90-х годов так и осталась экспериментальной, однако ограниченные партии таких мотоциклов поступали в продажу. Сейчас они представляют интерес главным образом для коллекционеров, поскольку запасные части для этого двигателя приходится изготавливать на заказ.
Технические особенности
В основном на мотоциклах Урал Вояж устанавливали стандартные четырёхступенчатые коробки передач. Однако завод экспериментировал и с другими вариантами: встречаются модели с пятиступенчатыми коробками и даже с передачей заднего хода.
Коробки передач отличались надёжностью, хоть и требовали определённого усилия при переключении и иногда «сопровождались» характерным металлическим лязгом. Среди недостатков — довольно частые протечки масла, из-за чего владельцам приходилось регулярно менять сальники.

Фото: Carsweek.ru
В большинстве случаев мотоцикл оснащался дисковыми тормозами, однако первые экземпляры имели барабанные тормоза спереди и сзади. В продаже попадаются также комбинированные варианты, а иногда только один диск на переднем колесе.

Фото: Carsweek.ru
Качество сборки Урала Вояжа нельзя назвать идеальным: многие элементы конструкции остаются на виду, без декоративных кожухов. Тем не менее, для своего времени модель выглядела весьма достойно и до сих пор вызывает интерес у любителей ретро-техники.
Справка
«Урал» — советский и российский тяжёлый мотоцикл, выпускаемый на ИМЗ (г. Ирбит).
Ранее редакция писала о российских мотоциклах класса чоппер, а также делилась материалами о секретных и самых быстрых мотоциклах советского периода, в частности, об Урале М-100.
Фото: Youtube.com, zr.ru




